В "Акварельных салонах" прошел концерт "Музыкальные краски импрессионизма"

В воскресенье 27 мая в Музыкальной гостиной «Акварельные салоны» Школы акварели Сергея Андрияки состоялся концерт «Музыкальные краски импрессионизма». Тема поистине символична для концерта, проходящего в стенах музейно-выставочного комплекса, весной, в разгар цветения природы, в начале года 200-летия великого русского писателя Ивана Тургенева, соединившего в своем творчестве две великих культуры – русскую и французскую.

В апреле 1874 года в Париже состоялась "Первая выставка импрессионистов", на которой было представлено 165 картин, в том числе полотна Эдуарда Мане, Писсарро, Сезанна, Клода Моне, Ренуара, Дега. 

В газетном отклике на выставку критик Луи Леруа всячески  склонял слово “впечатление” (impression), взятое им из названия картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца», по его мнению, заменяющее в работах молодых художников подлинное искусство. Новое слово, долженствующее быть негативным, прижилось и послужило названием нового течения, поскольку оно как нельзя лучше выражало то, что объединяло всех участников выставки – субъективное переживание цвета, света, пространства. «Теперь пишут, как видят, – писал об этом Жюль Дюпре, – даже не подготавливают холстов».

Импрессионизм пронизал и другие виды искусства — поэзию, музыку...

«Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом». Эти слова принадлежат французскому композитору Клоду Дебюсси, в произведениях которого ярко проявились новые приёмы звукоизобразительности и звукоподражания.

На формирование собственного стиля Дебюсси оказало влияние творчество русского композитора Модеста Мусоргского. «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил, – писал великий французский импрессионист о великом русском реалисте. – Никогда ещё более утончённая чувственность не была передаваема столь простыми средствами».

Концерт «Музыкальные краски импрессионизма» открыл фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки», мощно, сильно, вдохновенно исполненный лауреатом международных конкурсов Екатериной Климай.

Этот цикл непосредственно связан с изобразительным  искусством: Мусоргский написал его в память о своём друге – художнике и архитекторе Викторе Гартмане, посмертная выставка работ которого была устроена совместными усилиями Мусоргского и  критика В.Стасова тоже в 1874 году. «Гартман кипит во мне, – пишет композитор Стасову. – Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге...»

Пьесы цикла – не просто зарисовки, а глубокие психологические портреты (Гном. Старый замок. Тьюильрийский сад / Ссора детей после игры / Быдло. Балет невылупившихся птенцов. Два еврея, богатый и бедный. Лимож. Рынок / Большая новость / Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом языке.  Избушка на курьих ножках / Баба-Яга / Богатырские ворота), перемежаются музыкальными интермедиями в русском стиле, «Прогулками», как будто сам композитор проходит от картины к картине.

     Слушая вдохновенное исполнение Екатерины Климай, невозможно было поверить, что некогда современники М. Мусоргского считали это произведение «неконцертным и нефортепианным», а популярным оно стало через много лет после смерти композитора, в 1922 году, благодаря оркестровке Мориса Равеля. 

    Мусоргский, который, по мнению Стасова, «был один из тех немногих, которые ведут у нас свое дело к далеким и чудным, невиданным и несравненным „новым берегам"», на протяжении всей жизни писал камерную вокальную музыку, создав более 70 произведений, разнообразных по форме и содержанию, – сценок, баллад, драматических и сатирических песен на стихи современных ему авторов — А. Кольцова. А. Толстого, Л. Мея, А. Голенищева-Кутузова. В его песнях и романсах человеческая речь передана, говоря словами автора, во всех её «тончайших изгибах».

Богатейшие нюансы вокальной лирики М. Мусоргского воплотила в своём исполнении выпускница Московской консерватории им. П.И.Чайковского по классу сольного пения Елены Образцовой, солистка филармонии, лауреат международного Баховского фестиваля и других международных конкурсов, доцент Московского государственного института культуры Ирина Брежнева (партия фортепиано — Екатерина  Климай).

     Прозвучали романсы «По-над Доном сад цветёт» (ст. А. Кольцова), «Ночь» (свободная обработка Мусоргским стихотворения А.Пушкина), «Серенада» из цикла «Песни и пляски смерти» (сл. А.Голенищева-Кутузова), «Гопак» (сл. Т.Шевченко, пер. Л.Мея).

 

     «Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, такая французская, и такая человечная!» – такими словами охарактеризовал музыкальный критик  и историк музыки Рене Дюмениль  музыку Габриэля Форе — крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера. В его характере, чертах стиля сплавились особенности двух разных веков. Он принимал участие в последних битвах франко–прусской войны, был свидетелем событий Парижской коммуны, пережил первую мировую войну. В искусстве на его глазах расцветали импрессионизм и символизм, проходили Вагнеровские фестивали в Байрейте и «Русские сезоны» в Париже. Но самым существенным явилось то обновление французской музыки, ее второе рождение, в котором принимал участие и Форе.

    Значительную роль в судьбе Г. Форе сыграл салон знаменитой певицы Полины Виардо. «Я сохранил, – писал композитор её сыну, – воспоминание о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева...» Общение с Тургеневым положило начало связям с деятелями русского искусства – С. Танеевым, П. Чайковским, А. Глазуновым, в 1909 г. Форе приезжал в Россию и выступал с концертами в Петербурге и Москве.

В салоне Виардо нередко звучали новые произведения Форе, в том числе романсы, привлекавшие слушателей мелодической красотой, тонкостью гармонических красок, лирической мягкостью.

В исполнении Ирины Брежневой прозвучали романсы Форе «Пробуждение» (сл. Р. Бюссина, пер. Н. Рождественской) и «Колыбели» (сл. С. Прюдома). А вслед за ними — романс «Чудесный вечер», написанный 16-летним Клодом Дебюси (сл. П. Бурже, пер. С. Гинсберг). Голос Ирины Брежневой, сильный, многранный, передавал и лиричность красок природы, и суровость труда и быта корабельщиков, и переживания юношеского сердца.

      «Музыка ближе всего природе, – вспомнились строки композитора. – Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба — воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы».

   В романсе Ш. Кёхлена «Только скажи, любовь моя…» (сл. М. Маршана, пер. Э. Котляр) музыка природы сменилась  страстным голосом зрелой любви. И показалось, что голос певицы задуман природой именно для этих нот.

 

     Композитор Жюль Массне известен, прежде всего, своими операми – он написал их более 30, хотя наиболее известны две – «Манон» и «Вертер». Однако его перу принадлежат и более 200 песен, из  которых наиболее популярны ранние. Выбор поэтических источников для его вокальных сочинений весьма разнообразен — строки Мюссе, Мопассана, Гюго, Готье...

     В концерте прозвучали романсы Массне «Отъезд» (сл. Герен-Кателена) и одно из самых известных его произведений в этом жанре –  «Элегия» (сл. Л.Галле), ставшая популярной в России благодаря исполнению Ф.И. Шаляпина. Русский текст «Эллегии», вероятнее всего, принадлежит Александре Сантагано-Гончаровой, которая переводила для русской сцены тексты опер «Кармен», «Самсон и Далила», «Вертер».

    «Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души», – писал об этой опере Клод Дебюсси. Ирина Брежнева проникновенно исполнила в концерте арию Шарлотты «Слёзы» из оперы «Вертер».

 

     Шарль-Камиль Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра. Но лишь одно из них удержалось в репертуаре – опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет, центральным в которой стал именно образ коварной соблазнительницы, а не героического Самсона.

   Характер героини наиболее ярко проявляется в её ариях, особенно в третьей – «Открылася душа» (На долину опускается ночь. Приближается гроза. Далила ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и молит бога любви помочь ей лишить его, раба любви, его силы. На сей раз она клянется, что добьется успеха. )

Чувственное очарование Далилы, необыкновенную красоту и мелодичность её арии сумела  передать в своём исполнении Ирина Брежнева.

 

      Праздник музыки состоялся!

     Слушателям была представлена многогранная палитра музыкального импрессионизма. Они имели возможность не только услышать музыку, но и узнать не всем известные факты истории культуры.

    Но какой же праздник без застолья! В завершение концерта  прозвучала «Застольная песня» Мориса Равеля из цикла «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» на слова Жюля Ренара.

 

     Вела программу артистка Театра-студии «Слово», обладатель общественной награды «За заслуги в культуре и искусстве» Ольга Акакиева.

Новости и события

Выпускной вечер учащихся платного отделения

8 июня 2018 года в Школе акварели состоялся выпускной вечер учащихся платного отделения.

Фотоотчет с открытия выставки «Линия. Пятно. Штрих»

Официальное открытие выставки «Линия. Пятно. Штрих»

Продление работы выставки С.Н. Андрияки в Музее-заповеднике «Царицыно»

По многочисленным просьбам почитателей таланта Сергея Андрияки, юбилейная выставка художника продлена до 17 июня.

Изменения в работе Музейно-выставочного комплекса Школы акварели

13 июня Музейно-выставочный комплекс Школы акварели не работает.