Фоторепортаж с открытия выставки «Анатолий Иткин. Акварель, литография, книжная иллюстрация»

12 октября 2012 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки состоялось торжественное открытие выставки «Анатолий Иткин. Акварель, эстамп, книжная иллюстрация».

Вела церемонию заместитель директора Школы акварели Сергея Андрияки по учебно-воспитательной работе Лилия Васильевна Шкурба. Первым взял слово виновник торжества, Заслуженный художник России, мэтр книжной иллюстрации Анатолий Зиновьевич Иткин. Он тепло поблагодарил Сергея Николаевича Андрияку и сотрудников Школы акварели за предоставленную возможность показать свои работы и прекрасную организацию выставки.

Проректор Академии акварели и изящных искусств, историк искусства Владимир Сергеевич Погодин говорил о трудностях, которые подстерегают иллюстратора книги. Есть опасность пойти на поводу у своей фантазии и далеко уйти от текста, тогда как иллюстрации должны соответствовать духу произведения. «Анатолий Иткин – патриарх книжной иллюстрации, драгоценный камень, – продолжил он. – В его послужном списке более 200 книг. Это настоящий творческий подвиг. А ведь он, несмотря на свой солидный возраст, – действующий художник. До сих пор каждый день работает в мастерской. И среди представленных на выставке произведений – не только книжные иллюстрации, но и пейзажи, и натюрморты высочайшего художественного уровня».
Затем дошла очередь и до друзей мастера. Заслуженный художник России, президент Совета по детской книге России Виктор Александрович Чижиков признался, что они с Анатолием Иткиным давние друзья. Вместе когда-то делали журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки». «У нас, у художников, на дни рождения было принято рисовать друг другу картинки, – вспоминал он. – Замыслы были совместные, но пока другие думали, он уже рисовал. У меня в мастерской до сих пор висит написанный им прекрасный портрет».

Народный художник России Анатолий Михайлович Елисеев образно сравнил Анатолия Иткина с поездом дальнего следования. «Есть электрички, где все кричат и толкаются, а есть поезда, где все неторопливо общаются, – заметил он. – Иткин – это такой поезд дальнего следования. У него есть удивительное человеческое достоинство. Выставка поражает основательностью, какой-то степенностью. Осматривая ее, испытываешь несуетливое удовольствие». А.М. Елисеев пожелал автору экспозиции «только нечаянных радостей» и передал слово Сергею Андрияке.

На правах хозяина Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, ректор Московской государственной академии акварели и изящных искусств, художественный руководитель Школы акварели Сергей Николаевич Андрияка поблагодарил Анатолия Иткина за то, что он согласился выставить свои работы в залах Школы акварели, а также за подаренные им музею Академии акварели и изящных искусств иллюстрации к «Принцу и нищему» Марка Твена. «Сегодня нет иллюстрации такого уровня. Эпоха уходит, а продолжения нет. Мне очень бы хотелось, чтобы Анатолий Зиновьевич преподавал в Академии», – признался Сергей Николаевич. Он поздравил всех присутствующих с этой замечательной выставкой и пообещал в ближайшее время сделать еще одну в Академии.

Затем слово взял Заслуженный художник России Герман Мазурин. «Мне посчастливилось сесть в поезд, о котором говорил Анатолий Елисеев, – сказал он. – С тех пор еду в нем вместе с Иткиным. Мы учились с ним вместе у Б.А. Дехтерева. С тех пор я слежу за его творчеством. Он очень спокойно и величаво едет в поезде, создавая свое яркое лицо. Это живой классик. Его работы – подвиг, который он совершает тихо, без шума. Мне бы хотелось еще проехаться с ним на поезде и посмотреть его новые работы».
Заслуженный художник России, Заслуженный писатель России Егор Юдин говорил о том, что рядом с нами живет величайший мастер, что еще не скоро родится художник исторической книги такого уровня, которому веришь безоговорочно, героев которого по-другому и представить невозможно. Закончил он свое выступление шутливым пожеланием Аполлинера: «Твори! И, не боясь обид, Будь, как зайчиха, плодовит!».

Еще один друг Анатолия Иткина, художник Григорий Дервиз заметил, что из класса художественной школы (ныне – Московский академический художественный лицей Российской Академии художеств), в котором они вместе учились, вышло очень много хороших художников. «На этой выставке увидел Иткина более широко, – заявил он. – Натюрморты видел, иллюстрации, конечно. А пейзажи – нет. Очень хорошие пейзажи».

Неожиданно на сцену вышла Ольга Викторовна Волокитина, член-корреспондент Российской Академии художеств, методист и ведущий педагог Школы акварели и Академии акварели и изящных искусств. «Уровень высокого искусства чувствуется кожей, это полет в вечность. Мы выросли на книгах с иллюстрациями Анатолия Иткина. Давно ждали эту выставку. Спасибо от педагогов и будущих художников!», – заключила она и передала слово Е. Грибоносовой-Гребневой. Преподаватель МГУ и куратор галереи «ГОСТ» отметила, что знает Анатолия Иткина около 2 лет, его иллюстрации впечатляют несомненным профессионализмом и искренностью, и огромное удовольствие получаешь не только от его работ, но и от общения с ним самим.
В заключение ведущая церемонии привела слова Анатолия Зиновьевича Иткина:
«Когда в моду входит плоская грудь и длинные ноги, что делать полногрудым и коротконогим? Умирать? Уйти со сцены? Не размножаться?

Когда на смену скучному соцреализму пришел и воцарился экспрессионизм, среди художников стали цениться странность, неуравновешенность, нарушения нормы. Ходишь по выставкам и видишь: вот настоящий сумасшедший, а вот опять псих, и этот – туда же. Но что в таких обстоятельствах делать людям спокойным, благодушным, нормальным? Мимикрировать? Прикидываться психами? Имитировать экспрессию?

Признаюсь, передо мной возникали подобные вопросы. Но я не мог и не желал приспосабливаться к новейшим веяниям. Я предпочел оставаться тем, кем был. К счастью, иллюстратор может выбирать себе литературный текст соответствующего стиля и толка. Мой художественный стиль оказался вполне востребованным. Моему реализму не свойствен ни чрезмерный гротеск, ни эмоциональные излишества. Добродетелями для меня являются правдивость и достоверность. И если таковые присутствуют в моем рисунке, да еще выразительность в придачу, то я считаю такой рисунок удачным.

Со студенческих лет я освоил постулат, что не стоит специально заниматься самовыражением. Лучше заниматься нуждами изображаемого, а проблема самовыражения решится в этом процессе сама собой».












Новости и события

Новые поступления в собрание Музейно-выставочного комплекса Школы акварели Сергея Андрияки

Теперь более подробно об авторах выставки и их работах можно узнать, воспользовавшись услугой "Аудиогид"

Концерт "С любовью к вам!"

20 апреля пройдёт концерт учащихся Школы

Фотоотчёт с презентации книги Глебовой Ольги

12 апреля прошла презентация книги Ольги Глебовой

Свободный вход на концерты 15 апреля!

15 апреля бесплатный вход на концерты "Акварельных салонов".

Бесплатные экскурсии!

15 апреля приглашаем на бесплатные экскурсии в МВК и по зданию Школы

Мастер-класс по акварельной живописи

16 апреля приглашаем на мастер-класс по акварельной живописи

   

Партнёры