Новый ресурс

Шедевры музейных коллекций. Уфа

Русская графика XIX — начала ХХ века из собрания Башкирского Государственного художественного музея им. М.В.Нестерова

В сентябре 2005 года в залах Музея Школы акварели открылась выставка русской графики из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова. На выставке были представлены 138 работ. Значительная часть произведений экспонировалась впервые.

Самыми ранними работами являются карандашные штудии обнажённой натуры К.П.Брюллова, а так же камерные акварельные портреты I половины и середины XIX века, выполненные известными для своего времени художниками И.А.Нечаевым, Е.Ф.Крендовским, М.И.Теребеневым, и П.П.Фридрицем.

Особое место в коллекции графики занимает крупноформатная акварель А.О.Орловского «Всадник-Башкир» (1823), посвящённая войне 1812 года. Неизменный интерес вызывают марины И.К.Айвазовского (карандашный рисунок «Берег моря», 1858; сангина «В Крыму», 1861) и Л.Ф.Лагорио (акварель «Море», 1889).

II половина XIX века представлена жанровыми рисунками передвижников В.Е.Маковского («Политики»), М.В.Нестерова («Под домашним арестом», 1883), И.Е.Репина («Каток», 1888), С.А.Коровина («У больного»).
С началом XX века связаны произведения историко— бытового жанра А.П.Рябушкина (рисунок «В приказе», 1903), А.М.Васнецова (акварель «Городская площадь Руси XVII столетия») и Г.Н.Горелова (акварель «Ряженые», 1908-1909). Выразительны лирические рисунки Ф.А.Васильева («Пейзаж») и Е.Е.Волкова («Лес», 1903), акварельные марины А.В.Ганзена («Миноносец в Балтийском море», 1910; «После захода солнца на Атлантическом океане»), и поэтические пейзажи акварелью (что редко встречается) И.И.Левитана. Мастерством отличаются карандашные и акварельные эскизы росписей соборов и церквей, выполненные М.В.Нестеровым и В.М.Васнецовым.

Творчество художников «Мира искусства» раскрывается в акварелях А.Н.Бенуа «Сентиментальная прогулка» (1899) и «Версаль» (1905), гуаши А.Я.Головина «Испанка», акварельных эскизах Н.К.Рериха к картинам «Заморские гости» и «Пляска». Эскизы костюмов и театральные декорации, выполнены К.А.Коровиным, М.А.Врубелем, Б.И.Анисфельдом, С.Ю.Судейкиным. Виньетки и иллюстрации М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере, С.В.Чехонина характеризуют внимание к новому образу книги как единого художественного целого.

Уникальность коллекции русской оригинальной графики в собрании Художественного музея им. М.В.Нестерова усиливается экспонированием на выставке произведений, хорошо знакомых столичному зрителю. Речь идёт о таких бесспорных шедеврах, как «Портрет Е.С.Корзинкиной» (1905-1906) В.А.Серова, «Автопортрет» (1911) Л.О.Пастернака, «Колеус» И.И.Левитана, «Девушка на диване» Ф.А.Малявина.