Ярославский художественный музей

Шедевры музейных коллекций. Ярославль

ЗЕМЛЯ СВЯЩЕННАЯ ГЕРОЕВ И ЧУДЕС!

В июне 2005 года Ярославский художественный музей представил в стенах музея Школы акварели интересную часть своего графического собрания: акварели, рисунки, миниатюру из коллекции Виктора Владимировича Ашика.

Виктор Владимирович Ашик (1905-1985), крупный ученый, выдающийся конструктор военных кораблей, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Ленинградского кораблестроительного института (ныне Петербургский Государственный морской технический университет). Заслуженный деятель науки и техники, В.В. Ашик был дважды лауреатом Сталинских премий, имел высокие государственные награды: орден Ленина, два ордена Отечественной войны I степени, орден «Знак почета», медали. Потомственный интеллигент, человек энциклопедически образованный, он знал несколько иностранных языков и по воспоминаниям друзей, был увлекательным рассказчиком. Помимо официальной трудовой деятельности, Виктор Владимирович имел страсть к собиранию предметов русского искусства и культуры.

Увлечение искусством и коллекционирование — фамильная черта семьи Ашиков. Начало коллекции положил Антон Балтазарович Ашик (1802-1854), дед Виктора Владимировича. А.Б. Ашик жил в России с 1812 года. Надворный советник, археолог, один из первых основателей и директор Керченского музея древностей (1833-1852), действительный член Одесского общества истории и древностей. Известно несколько его научных трудов, в т.ч. «Боспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами» (Одесса, 1848).

Его дело продолжил старший сын Владимир Антонович Ашик (1843-1917), статский советник, инженер путей сообщения. В.А. Ашик работал вместе с С.Ю. Витте, М.Н. Анненковым, А.Ф. Кони в составе Высочайше учрежденной Комиссии 1882 года по исследованию и развитию железнодорожного дела в России. Он был автором специальных трудов по финансово-административным вопросам железнодорожного хозяйства. В 1913 году стал Действительным членом Императорского русского военно-исторического общества и Общества ревнителей исторического просвещения в память императора Александа III. В.А. Ашик собирал памятные и наградные медали, монеты, гравюры.

Виктор Владимирович Ашик сохранил и преумножил семейную коллекцию. При нем она включала нумизматику, живопись, графику, стекло, фарфор, мебель — всего более 14 тысяч предметов, кроме того, библиотеку в 8 тысяч томов. Все это богатство размещалось, вместе с его владельцем в обычной трехкомнатной ленинградской квартире. Заметим, что художественное собрание, подобное коллекции Ашиков, — не просто механический набор вещей и вложение капитала. Это культурное явление, результат страстной деятельности, труда долгого и кропотливого. Предметы коллекции составляют единый комплекс, сохраняя духовную энергию их собирателей, отражая их вкусы и пристрастия. Но судьбы частных коллекций складываются по-разному. Хорошо, когда есть наследник, преемник, продолжатель дела, что позволяет сохранить целостность собрания. Печально, когда оно после смерти собирателя рассыпается, «распыляется» по разным владельцам и перестает существовать как целое. Это могло произойти с коллекцией Ашиков. Прямых наследников у В.В. Ашика не было. После его смерти все имущество перешло к его супруге и помощнице в собирательском деле Музе Михайловне, затем к ее брату О.М. Тихомирову, проживавшему в Самаре (тогда Куйбышеве). Сотрудники Ярославского художественного музея, будучи знакомы с коллекцией еще при жизни В.В. Ашика, выполняя его желание, приложили немало усилий, чтобы основная часть собрания была приобретена музеем.

Коллекция обширна и разнообразна по своему составу. Графика — одна из наиболее интересных ее составных частей — насчитывает более 600 листов, представляющих творчество 200 авторов. По преимуществу это акварели и рисунки XVIII — начала XX веков. Собрание не ограничено строго хронологическими или стилистическими рамками, но, в то же время, прекрасно отражает вкус владельца: его интерес к русскому классическому искусству. Строго говоря, коллекция состоит из двух основных разделов: рисунок и акварель первой половины XIX века и графика рубежа XIX и XX веков, представляя наиболее плодотворные периоды русского графического искусства. Петербург — Ленинград как культурная столица России всегда являлся неплохим художественным рынком. Коллекцию графики Виктор Владимирович начал собирать еще в 1930-е годы и продолжил после войны в 1940-е. Он приобретал рисунки в магазинах, покупал или выменивал у коллекционеров и наследников, всякий раз фиксируя историю бытования вещи. Согласно этим пометкам, графические листы происходят из известных художественных собраний: Э.Ф. Голлербаха, К.А. Сомова, С.П. Яремича, П.Е. Корнилова, В.Я. Курбатова, Н.Е. Добычиной.

Так, В.В. Ашику принадлежала бывшая когда-то в коллекции графа Д.И. Толстого, затем — С.П. Яремича, работа русского гравера Г.И. Скородумова (1755-1792) «Автопортрет» 1780-х годов. Скромный на первый взгляд перовой рисунок сепией хорошо известен специалистам. Он интересен своей неожиданно свободной, даже интимной трактовкой образа. Работа экспонировалась в 1905 году на знаменитой выставке русского портрета в Таврическом дворце, и совсем недавно в 2004 году жители Петербурга вновь могли увидеть портрет на персональной выставке Г.И. Скородумова в Государственном Русском музее.

Значительную часть коллекции составляет русская графика первой половины XIX века. Простой перечень имен авторов, среди которых ведущие мастера русского искусства А.Е. Егоров, К.П. Брюллов, А.О. Орловский, Ф.П. Толстой, уже говорит о ее достоинствах. Хорошо представлен камерный дворянский портрет. Образ-напоминание, запечатлевший дорогие черты близкого человека, карандашным росчерком или прозрачной акварелью, он стал неотъемлемой частью русской дворянской культуры своего времени. Популярность камерного акварельного портрета объясняет обращение к нему художников разной степени умения и одаренности, подчас просто любителей. В коллекции В.В. Ашика более двух десятков работ этого жанра. Среди них первоклассные рисунки: портрет офицера (Шереметьева (?) О.Г. Кипренского, трогательный портрет девочки — ранний рисунок П.Ф. Соколова, блестящие холодноватые портреты В.И. Гау и Э.П. Гау. Отличаясь мастерством исполнения, они задают тон и определяют общий художественный уровень коллекции.

Тонкие, изящные рисунки и акварели Ж.-Б. Лепренса, И.О. Вивьена, С.М. Воробьева К.И. Кольмана, Л.О. Премации, И.Ф. Гроте не только воссоздают пейзажи и интерьеры позапрошлого века, но своей виртуозной техникой передают особый неспешный ритм жизни, столь отличный от современного.

Салонно-академическое направление второй половины XIX века представлено красивыми портретами кисти М.А. Зичи, нарядными акварельными пейзажами А.П. Боголюбова и Л.Ф. Лагорио, сценами из жизни императорской семьи придворного художника И.А. Шарлеманя.

Заметно, что большой интерес у В.В. Ашика вызывало искусство Петербурга рубежа XIX и ХХ веков, а именно творчество художников «Мир искусства». Притягательное само по себе, оно, вероятно, было наиболее перспективным для собирательства в то время. В коллекции представлены практически все участники этого объединения. Их работы прекрасно отражают общую специфику искусства своего времени и творчество каждого мастера.

В большом комплексе работ А.Н. Бенуа есть ранние натурные акварели, наброски к его излюбленным историческим фантазиям, театральные эскизы, книжные иллюстрации. Искусство К.А. Сомова представлено драгоценным по отделке портретом «Дремлющая дама в черном платье» и пикантной серией эротических набросков, в том числе и к знаменитой «Книге маркизы». Разнообразно представлено творчество Е.Е. Лансере.

Судя по количеству собранных работ, особую любовь Виктор Владимирович питал к творчеству Б.М. Кустодиева. Первоклассные рисунки «Натурщица под одеялом», «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Русская Венера», эскиз несохранившегося портрета Президента Академии художеств Великой княгини Марии Павловны, наброски, иллюстрации, литографии, книги, экслибрисы — в общей сложности в коллекции 25 графических листов.

Характерно, что наряду с законченными произведениями З.Е. Серебряковой, Е.З. Кругликовой, М.А. Волошина, в коллекции имеется целый ряд работ эскизного, вариативного характера. Среди них наброски Л.С. Бакста, эскизы росписей Е.Е. Лансере и С.В. Чехонина, акварельные пейзажи А.П. Остроумовой-Лебедевой для открытых писем Общины св. Евгении, превосходные рисунки К.С. Петрова-Водкина.

Как известно, неотъемлемой частью творчества мирискусников были работа в театре и книжная графика. Эскизы декораций и костюмов А.Н. Бенуа, С.Ю. Судейкина, И.Я. Билибина, К.А. Коровина, В.Д. Замирайло, С.М. Малютина являются настоящим украшением коллекции. А раздел графики художников, работавших для книги, столь представителен, что заслуживает отдельного разговора. Достаточно упомянуть имена признанных мастеров книжного оформления Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского, С.В. Чехонина, Г.И. Нарбута, Д.И. Митрохина. Закономерно, что издания с иллюстрациями этих авторов составляли часть богатейшей библиотеки В.В. Ашика.

Особое место в собрании занимают портретные миниатюры — маленькие изображения, выполненные на тонкой костяной пластинке акварелью и гуашью, обрамленные в изящные рамочки. В свое время они были семейными талисманами, оберегами, предметами любви, почитания, памяти. Эти драгоценные произведения владелец мог взять с собой при разлуке с близкими, повесить на стену, поставить на туалетный или письменный стол, держать, любуясь, на ладони. В начале ХХ века, когда функции камерного портрета вытеснила фотография, миниатюра стала предметом коллекционирования. 70 миниатюр из коллекции В.В. Ашика — образы достойных мужей и прелестных дам, запечатленные А. Молинари, М. Теребеневым, К. Верне, Л. Крюковым и другими мастерами — ныне украшают экспозицию музея.

Уже 15 лет коллекция живет в музее. Делаются новые атрибуции по уточнению авторства, датировок произведений, сведений об изображении, связях. И «подсказки» В.В. Ашика, который с педантичностью ученого-исследователя фиксировал имеющиеся и найденные им факты, часто являются отправной точкой в дальнейшей поисковой работе музейных сотрудников.

В 2005 году Виктору Владимировичу Ашику исполняется 100 лет. Выставка «Вкус коллекционера» это дань памяти замечательному человеку, ревнителю и собирателю предметов русского искусства. Мы благодарны С.Н. Андрияке и сотрудникам Государственной специализированной школе акварели за возможность организации данной выставки. Рады, что коллекцию увидят в Москве, где она мало известна. Многие из представленных на выставке произведений экспонируются и публикуются впервые.

Новости и события

09.12.2017

Конкурсы в социальных сетях

Участвуйте в конкурсах на наших страницах в социальных сетях и бесплатно посещайте выставки и концерты!

07.12.2017

Рисованный лубок старообрядцев из собрания Государственного Исторического музея

В школе акварели можно будет увидеть лучшие образцы художественной мысли старообрядцев.

07.12.2017

Это чудо Рождества

В исполнении детской хоровой капеллы "Виктория" прозвучат новогодние и рождественские песни и колядки.

07.12.2017

Вместе с квартетом. Фоторепортаж с концерта

3 декабря в "Акварельных салонах" с успехом прошел концерт "Вместе с квартетом".

05.12.2017

Камерные шедевры Вены

9 декабря в "Акварельных салонах" будет звучать музыка Л.Бетховена и Й.Брамса в исполнении скрипки, фортепиано и божественного сопрано.

05.12.2017

История музыкальных инструментов. От барокко до наших дней. Скрипка

Второй концерт цикла пройдет под знаком скрипки. Начало в 17.00.

   

Партнеры